12.10.2016
Сведения о ходе выполнения работ по ГК 0061 Этап 4 Версия для печати
Завершен 4 этап исследований по теме: «Разработка комплексной технологии переработки нефтяного и растительного сырья с получением дизельных топлив для арктических условий и авиационных керосинов»


 В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 20.10.2014 г. № 14.579.21.0061 (уникальный идентификатор RFMEFI57914X0061) с Министерством образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 4 в период 01.01.2016 г. – 30.06.2016 г. были выполнены следующие работы:

За счет средств субсидии:

- Наработан экспериментальный образец катализатора гидроизодепарафинизации ИЗО-15 в объёме 230 см3 в соответствии с разработанной Методикой изготовления экспериментального образца катализатора.

- Проведены испытания экспериментальной установки по процессу гидроизодепарафинизации среднедистиллятной фракции растительного и нефтяного происхождения в соответствии с разработанной Программой и методиками испытаний.

- На экспериментальной установке осуществлена наработка экспериментальных образцов дизельного топлива для арктических условий и авиационного керосина в объёме 12 л (суммарно).

За счет внебюджетных средств:

- Проведена комплексная апробация экспериментальной установки.

- Проведены исследования экспериментальных образцов дизельного топлива для арктических условий по ГОСТ Р55475-2013 и авиационного керосина по ГОСТ 10227-2013.

- Проведено исследование углеводородного состава экспериментальных образцов дизельного топлива для арктических условий и авиационного керосина .

- Проведены дополнительные патентные исследования на патентную чистоту разработанной технологии комплексной переработки нефтяного и растительного сырья с получением низкозастывающих моторных топлив.

За отчетный период получены следующие результаты:

1 Исследование качества наработанного экспериментального образца катализатора ИЗО-15 показали, что по показателям назначения (содержание оксидов натрия и железа, насыпная плотность, коэффициент прочности) образец полностью соответствуют требованиям ТЗ. Составлен Акт о наработке и протокол испытания экспериментального образца катализатора.

2 В ходе проведения апробации экспериментальной установки подтверждено, что:

а) состав и комплектность установки и технической документации соответствуют требованиям ТЗ;

б) на установке обеспечена герметичность всех узлов и функциональная готовность системы нагрева и регулирования температуры в реакторе, линий и средств измерения давления, системы подачи сырья и водорода;

в) установка работоспособна в диапазоне температур 20-550°С и давления 0,1-6,0 МПа при минимальной производительности по продукту 0,1 кг/час, что соответствует требованиям ТЗ;

г) установка выдержала испытания на модельном сырье при режимных параметрах процесса гидроизодепарафинизации. Составлен Акт о проведении апробации.

3 В результате испытаний экспериментальной установки с использованием катализатора гидроизодепарафинизации ИЗО-15 установлено, что технологические параметры процесса, выход и показатели качества целевой продукции находятся в пределах требований ТЗ, при этом:

а) достигнуто снижение оптимальной температуры процесса на 30-50°С и увеличение объёмной скорости подачи сырья до 3,1 час-1;

б) показана возможность либо одновременно с суммарным выходом 92% масс. получать авиационный керосин с температурой начала кристаллизации - ниже минус 63°С (выход 23,2% масс.) и зимнее дизельное топливо (фр. выше 230оС) с предельной температурой фильтруемости - минус 38°С, либо сезонно наряду с авиакеросином получать дизельное топливо для арктических условий (фр. 180-360оС) с предельной температурой фильтруемости – минус 49°С (выход 77,9% масс.). Составлен Акт и протокол испытания экспериментальной установки.

4 Результаты исследования качества наработанных экспериментальных образцов дизельного топлива для арктических условий и авиационного керосина подтверждают соответствие требованиям ТЗ по всем показателям:

а) для дизельного топлива: содержание серы 4 мг/кг, содержание ПЦА 3,9% масс., температура вспышки 62°С, цетановое число 50,1, ПТФ - минус 49°С;

б) для авиационного керосина: содержание серы 6 мг/кг, температура начала кристаллизации - ниже минус 63°С, высота некоптящего пламени 36 мм.

Составлен Акт о наработке и протокол испытания экспериментальных образцов низкозастывающих моторных топлив.

5 В результате проведенных исследований качества наработанных экспериментальных образцов продукции в объёме требований ГОСТ Р55475-2013 и ГОСТ 10227-2013 (соответственно) установлено, что образец дизельного топлива полностью соответствует требованиям на арктическое дизельное топливо марок ДТ-А-К5 минус 44 и ДТ-А-К5 минус 48; образец авиационного керосина - требованиям на реактивное топливо марки РТ; тяжёлая дизельная фракция (выше 230°С) - требованиям на топливо дизельное зимнее марки ДТ-З-К5 минус 38°С.

6 В результате исследования группового углеводородного состава экспериментальных образцов дизельного топлива для арктических условий и авиационного керосина показано преобладание изо-парафиновых углеводородов (40,36% масс. в дизельной фракции и 38,35% масс. в керосиновой фракции), что подтверждает селективность синтезированного образца катализатора в реакциях гидроизомеризации парафиновых углеводородов нормального строения.

7. Подготовлен Отчет о дополнительных патентных исследованиях, в котором показано, что разработанная технология комплексной переработки нефтяного и растительного сырья с получением низкозастывающих моторных топлив патентоспособна. Подана заявка на выдачу патента РФ «Способ получения моторных топлив» (дата подачи 16.06.2016 г., регистрационный номер 2016123784).

История
Руководство
Раскрытие информации
Контакты
Реквизиты

Мир нефтепродуктов




+7 495 787-48-87 (многоканальный)