02.03.2017
Сведения о ходе выполнения работ по Соглашению о предоставлении субсидии № 14.579.21.0061 Этап 5 Версия для печати
Завершен этап 5 и работа в целом по теме: «Разработка комплексной технологии переработки нефтяного и растительного сырья с получением дизельных топлив для арктических условий и авиационных керосинов» В ходе выполнения проекта (уникальный идентификатор RFMEFI57914X0061) с Министерством образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 5 в период 01.07.2016 г. – 31.12.2016 г. были выполнены следующие работы:

За счет средств субсидии:

- проведены маркетинговые исследования по эффективности полученных результатов ПНИ;

- разработан проект технических требований по внедрению разработанной экспериментальной установки с учетом технологических возможностей и особенностей индустриального партнера − организации реального сектора экономики.

За счет внебюджетных средств:

- проведена технико-экономическая оценка рыночного потенциала разработанной технологии;

- разработаны рекомендации и предложения по использованию разработанной технологии в реальном секторе экономики;

- разработан проект технического задания на проведение ОКР по теме: «Разработка и создание опытной установки комплексной переработки нефтяного и растительного сырья с получением дизельных топлив для арктических условий и авиационных керосинов».

За отчетный период получены следующие результаты:

1 В результате проведения маркетинговых исследований существующего рынка производства и сбыта низкозастывающих сортов моторных топлив в России установлено, что:

- потребность в них удовлетворена не более чем на 50% при стабильной динамики роста спроса на 1,3-2,0% в среднегодовом исчислении;

- основными потребителями являются Сибирский и Дальневосточный регионы, Тюменская и Иркутская область, Красноярский край и Якутия;

- наиболее перспективными процессами производства являются процессы каталитической депарафинизации и изодепарафинизации, осуществляемые лишь на 8-ми НПЗ;

- цены внутреннего рынка дизельного топлива и авиакеросина превышают экспортные паритетные цены.

2 Разработанный Проект технических требований по внедрению разработанной экспериментальной установки по процессу гидроизодепарафинизации среднедистиллятных фракций растительного и нефтяного происхождения с получением низкозастывающих моторных топлив позволяет осуществить коммерциализацию полученных результатов ПНИ в реальном секторе экономики с учётом деятельности Индустриального партнёра (конструирование и изготовление лабораторных, опытных и демонстрационных установок). Разработанная экспериментальная установка имеет ряд конструктивных преимуществ и работоспособна в широком диапазоне температур (50-550°С) и давлений (до 6 МПа), что позволит гибко регулировать условия процесса и получать продукцию высокого качества при отработке любых гидрогенизационных процессов.

3 В результате проведения технико-экономической оценки рыночного потенциала разработанной технологии установлена экономическая целесообразность её коммерциализации в промышленном масштабе:

- стоимость разработанного катализатора гидроизодепарафинизации марки ИЗО, не содержащего благородные металлы, в два раза ниже стоимости импортного катализатора на основе платины;

- срок окупаемости проекта по строительству нового производства дизельного топлива для арктических условий и авиационного керосина по разработанной технологии, включая катализатор, составляет 5,4 года, чистый дисконтированный доход в конце расчётного периода (15 лет) составит 4 628,8 млн. руб. при индексе прибыльности 3,3;

- проект по строительству нового производства остаётся экономически целесообразным при повышении инвестиций до 30% и операционных расходов до 10%, а также при снижении объёма реализации продукции до 10% (индекс прибыльности составляет соответственно 2,5; 1,8 и 1,5).

4 Рекомендации и предложения по использованию разработанной технологии в реальном секторе экономики включают следующие варианты:

- при поддержке Индустриального партнёра организация производства и продаж низкозастывающих топлив и/или создание совместного предприятия с разработчиком процесса Фишера-Тропша для получения сырьевого компонента процесса гидроизодепарафинизации;

- силами разработчика технологии организация продажи лицензии на катализатор марки ИЗО, а также выполнение заказов на научно-технические услуги (консультации, заказы на ОКР и ОТР, продажа научно-технической и конструкторской документации).

5 Разработанный совместно с Индустриальным партнером проект ТЗ на проведение ОКР позволяет создать опытную установку для апробации разработанной технологии в опытно-промышленном масштабе в интересах использования новых технологий получения моторных топлив при вовлечении в переработку возобновляемых источников энергии.

Полученные на этапе 5 результаты подтверждают перспективность промышленной реализации разработанной комплексной технологии, позволяющей получать дизельные топлива для арктических условий и авиационный керосин марки РТ, на основе расширенной за счет использования синтетической нефти ресурсной базы.

Работа по настоящему Соглашению завершена в целом, все поставленные цели и задачи прикладных научных исследований выполнены. Полученные результаты опираются на комплексный научно-технический анализ и могут найти практическое применение в нефтеперерабатывающей отрасли. В ходе выполнения ПНИ полностью выполнены требования по результативности предоставления субсидии: опубликовано 4 статьи в ведущих научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus и WEB of Science, подано 2 заявки на патент РФ и принято участие в 5-ти конференциях.

История
Руководство
Раскрытие информации
Контакты
Реквизиты

Мир нефтепродуктов




+7 495 787-48-87 (многоканальный)